ДК №10 История

В поисках ханских садов

Сад цвел красиво и долго. А между фруктовыми деревьями, согласно плану Тромбаро, цвели фиалки.

Ханский дворец в Бахчисарае — единственный в мире памятник крымскотатарской дворцовой архитектуры, который находится под особой опекой и защитой государства, сохраняется и развивается как объект общемирового значения. Но он не просто уникален, он богат разнообразными тайнами. Даже само название города, где находится дворец, — Бахчисарай — переводится как «Дворец-сад». Но где же, собственно, сады? Да, сегодня на территории дворцового комплекса немало зеленых насаждений, но прежде их было в разы больше. И в них была отражена особая философия. Чтобы разобраться в этих легендарных сведениях, с помощью сотрудников Хансарая мы отправились на поиски знаменитых ханских садов.

Текст: Дмитрий Смирнов
Фото: Андрей Семченко, архивы ГБУ РК БИКАМЗ, фотобанк «Лори»

Карло Боссоли. Ханский дворец. 1840-1842 годы.

На Главном дворе

В наши дни посетители Ханского дворца вначале попадают на так называемый Главный двор, откуда уже направляются в разные части дворцового комплекса, в зависимости от желания, интересов или ведомые экскурсоводами. Главный двор превращен в парковую зону, и здесь растет около 170 различных деревьев и кустарников. Но так было не всегда.

Во времена Крымского ханства — да и гораздо позже — это место было огромной площадью, совершенно лишенной растительности, и озеленять его начали только в конце девятнадцатого столетия, завезя сюда несколько тысяч бричек грунта, в который высадили каштаны.

А все ландшафтное великолепие, укутывавшее дворец сплошным зеленым покрывалом — многочисленные деревья, цветники, виноградники, журчащие средь них фонтаны, — из-за которого комплекс и был назван «Дворец-сад», находилось в разных местах вокруг Главной площади. С этой площади мы с помощью ведущего инженера Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Рустема Умерова и начнем поиск легендарных ханских садов.

«Когда я пришел сюда работать, то сразу сделал анализ растительности: что сейчас произрастает и как здесь было раньше. И спланировал текущие и перспективные работы по насаждениям Ханского дворца, — рассказывает Рустем Умеров. — Ведь сады были едва ли не главной особенностью старого дворца, его душой. И для понимания самой сути Хансарая нужно знать: как, где, что и зачем росло».

План Тромбаро и Верхний сад

Одним из интереснейших документов о местах произрастания зеленых насаждений на территории дворцового комплекса в Бахчисарае является «Топографический план дворца таврических ханов…» итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, сделанный им в 1787 году (кстати, в России Тромбаро стал известен как один из авторов дворцово-паркового ансамбля «Усадьба Архангельское» в Московской области, этот ансамбль признан особо ценным объектом культурного наследия народов РФ). Архитектор запечатлел все имевшиеся в наличии на тот момент деревья, кустарники, цветники и газоны. Также в местных библиотеке и архиве имеются материалы, описывающие растительность Ханского дворца того времени, которые показывают, что для озеленения дворца фруктовыми садами, чаирами и декоративными клумбами максимально использовались местные географические и природно-климатические факторы.

Итак, из архивных документов известно, что самую большую площадь в тогдашнем дворцовом комплексе занимал так называемый Верхний сад, который был доступен для всех. Он замыкал дворец с юга и своей регулярной посадкой фруктовых деревьев на трех террасах и еще выше — четвертой, виноградной — подчеркивал, обрамлял зеленью Главный двор. А между деревьями, согласно плану Тромбаро, цвели фиалки.

Топографический план дворца таврических ханов
Архитектор Джакомо Тромбаро, 1787 год

1. Главный двор
2. Верхний сад
3. Хан-чаир
4. Ханский двор (не существует)
5. Персидский сад
6. Дюрбе Диляры-бикеч
7. Посольский дворик
8. Фонтанный дворик
9. Бассейный дворик
10. Гарем
11. Ханская мечеть
12. Кладбище крымских ханов
«Располагаясь на склоне, фруктовые деревья поддерживали регулирование микроклимата ханской резиденции в жаркие летние дни: понижая температуру за счет испарения влаги через листву, охлажденный воздух спускался вниз, способствуя аэрации», — говорит ведущий инженер дворца.

Интересен и выбор деревьев. Внизу — абрикосы и персики, на среднем уровне — черешня, яблоки, затем — груши. Все растения — плодоносящие, от них есть практическая польза. И в этом принципиальная разница с устройством садов западной культуры, где растения, в первую очередь, выполняют эстетическую функцию. Здесь же, кроме того, что красиво, — еще и вкусно. И это — олицетворение мусульманского рая, где есть Вечные сады, в которых текут реки (их символизируют фонтаны), а на деревьях — разные плоды, которые и вкушает праведник, оказавшийся в таком месте. Плюс этот сад еще и цветет красиво и долго: сначала расцветают, к примеру, персики, потом черешни и так далее. До полутора месяцев непрерывного цветения и благоухания. Но, увы, ничто не вечно под солнцем. Жизнь, время вносят свои коррективы, нравится нам это или нет. Ханский сад год за годом, десятилетие за десятилетием постепенно приходил в упадок, пока не исчез совсем. Хотя в старых документах есть упоминания, что еще в XIX веке здесь можно было видеть остатки былой роскоши, в частности груши, которые давали удивительные плоды. А с середины прошлого века старые садовые террасы дворца оказались заняты воинскими захоронениями. На второй и третьей террасах расположили монументы, госпитальное кладбище, а также могилы воинов Советской Армии, погибших при освобождении Крыма в 1944 году.

Хан-чаир

Следующий по размеру сад дворца — так называемый Хан-чаир. Обрамляя дворец также с юга на склоне, он давал ощущение ухоженного райского уголка. Здесь была заложена уже другая философия. Все тропинки идут снизу вверх и причудливо петляют, но все сходятся на вершине участка, на смотровой площадке. Кустарникам, растущим вдоль тропинок, придавалась шарообразная форма, они образно напоминали бусины таспих (четки), и люди, поднимаясь выше и выше по тропинкам, любуясь, как будто отсчитывали их. «Четки, лежащие на твоем пути, отсчитывают твои благодеяния, которые ты сделал или сделаешь, и ты, выбрав тропу, идешь к цели своей жизни, а приходя к обзорной площадке, любуешься пройденным путем», — объясняет Рустем Умеров.

Это был, по сути, некий рукотворный лес, где даже животные водились. В подписи на плане Тромбаро это место названо «лесным садом», где живут зайцы и «ягнята», — возможно, речь идет о косулях, ведь сведения о прирученных косулях при ханском дворе встречаются в некоторых исторических источниках. Хан-чаир начал исчезать еще в начале XIX века. Во всяком случае, сохранились архивные документы того времени, на которых Верхний сад обозначен, существует, а чаира уже нет. Сейчас эта территория находится под частными домовладениями, рядовая городская застройка.

Персидский принцип

Третий сад, с которым мы знакомимся, называется Персидским. Это была гаремная, закрытая от посторонних глаз часть дворцового комплекса. Здесь -географический центр Ханского дворца, и территория Персидского сада сохранилась до наших дней, окруженная высокими стенами. Здесь практически не бывает экскурсантов, ибо смотреть особо не на что — пустырь и руины (интересно, что пару десятков лет назад здесь находились личные огороды сотрудников музея, а та земля, где не выращивали огурцы-помидоры, была во власти диких зарослей и бурьяна). Но из генеральных планов Джакомо Тромбаро и Вильяма Гесте (русский архитектор и инженер шотландского происхождения) известно, что объекты этого двора во второй половине XVIII в. были спланированы так: центр отведен под садово-парковую растительность с фонтанами и каналами, а здания -по углам. По всей видимости, это была одна из красивейших частей дворца.

Но почему сад именно Персидский? В средневековье в местностях, где преимущественно исповедовался Ислам, в парковой архитектуре популярно было использовать принцип так называемого персидского благоустройства. Цветники создавались так, чтобы соблюдалось непрерывное цветение, — одни растения отцветают, а на смену им распускаются другие (так же, как был обустроен Верхний сад, о котором мы рассказывали). Такой принцип декоративного устройства цветников получил название «ковровый» по аналогу с персидскими коврами с богатым растительным орнаментом. А для того чтобы все это великолепие можно было охватить взглядом, возводились башни, на которых устраивались смотровые площадки. И такой объект здесь есть — так называемая Соколиная башня, пятнадцатиметровая, и поныне возвышающаяся в углу двора. Она предназначалась именно для обозрения, а не для содержания птиц.

В своих мемуарах французский граф де Сегюр, в 1787 году сопровождавший в Бахчисарай императрицу Екатерину II, упоминая Персидский сад, говорит о розах, лавре, жасминовых, гранатовых и апельсиновых деревьях.

Кстати, там и сегодня есть растения, которые традиционно высаживали в Персидском саду. Например, сантолина разных видов. Тронешь ее — и аромат появляется. «Завсегдатаями» сада были и более привычные нам тюльпаны и нарциссы. Ну и, конечно, разные розы — главное украшение. Не исключено, что Александр Пушкин тут и сорвал розы, которые возложил на знаменитый Фонтан слез.

Для того чтобы все великолепие цветников можно было охватить взглядом, возводились башни, на которых устраивались смотровые площадки. Так и Соколиная башня предназначалась именно для обозрения, а не для содержания птиц.
Дополнительный акцент
Примечательно, что орнаментальные украшения Ханского дворца в Бахчисарае практически полностью выдержаны в «растительной тематике». Во-первых, по религиозным мотивам, ведь в исламе не приветствуется изображение людей и животных. Во-вторых, таким образом дополнительно подчеркивалась главная идея архитектурного комплекса как «Дворца-сада».

Сохраненное наследие

Из всех садов Хансарая в настоящий момент наиболее близок к своему первоначальному виду Бассейный сад. И по расположению малых архитектурных форм, и по подбору насаждений и прежде, и теперь тут царствуют виноградники.

В архивных документах есть упоминания, что встречи ханов с высшей знатью государства проводились не только в залах аудиенций, но и в садах. В частности, в «Истории Сахиба Герай-хана» есть описания таких встреч: хан принимает знатных гостей в саду, сидя на троне в павильоне, внутри которого в бассейне бьет фонтан.

Правитель раздает своим соратникам ценные дары, слуги разносят чаши, а музыканты играют для собравшихся. Так что, возможно, и в Бассейном саду имели место подобные встречи.

Также примечательно, в стиле прежнего «Дворца-сада» выглядит сейчас и так называемый Посольский дворик. Прежде здесь в окружении «райских кущ» послы ожидали, когда их примет хан. Сегодня в Посольском дворике разбит сад, засаженный туями, кустами самшита и тополями.

Кое-что о возрождении

По информации ведущего инженера Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Рустема Умерова, кроме того, что сейчас ведутся активные работы по реставрации и реконструкции важнейших построек дворца — Южного здания Главного корпуса и Ханской мечети, разработан ряд мероприятий и по возрождению садово-паркового комплекса.

В частности, в Бассейном саду запланирована посадка дополнительных саженцев винограда, сортов с красивой формой листа и обильного плодоношения: «кеша», «лора», «восторг», «чаус белый». В Гаремном саду — устройство навесов-пергол с посадкой винограда. В Персидском саду — воссоздание клумб и фонтанов. Есть планы по воссозданию и Хан-чаира, и Верхнего сада, где планируется посадка фруктовых деревьев на третьей террасе.
Так начинался Бахчисарай
Первая столица Крымского ханства — город Солхат — находилась там, где сейчас город Старый Крым. Затем ее перенесли в другой район полуострова, в нынешний Бахчисарайский, в древний пещерный город Кырк-Ор, который более известен как Чуфут-Кале. Но спустя некоторое время у подножия Чуфут-Кале, в долине, появилась новая резиденция — Ашлама-Дере. Когда же долина стала тесной для ханского двора, было принято решение строить дворец в новом месте. Строительство началось в 1532 году во время правления хана Сахиба I Герая. В ханских хрониках основание новой столицы, получившей название Бахчисарай, описывается так: вначале на левом берегу речки Чурук-Су была построена беседка с фонтаном, затем — первые здания дворца, после чего около дворца хан приказал построить мечеть. Главная архитектурная идея создаваемого дворца была религиозной — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. Кстати, во дворце ханы жили только в период своего правления. Таким образом, дворцовый комплекс был чем-то вроде Кремля.

«Чудом не обрушилось!»

Именно так сотрудники Ханского дворца рассказывают о состоянии, в котором находились одни из наиболее значимых построек комплекса. Когда несколько месяцев назад специалисты приступили к подготовке реставрационных работ, они, в частности, увидели ужасающее состояние деревянных конструкций крыш Южного строения Главного корпуса и Ханской мечети. Снаружи все дерево белое из-за плесени, а внутри — изъедено жуками-древоточцами. Буквально на честном слове держались десятки тонн черепицы, а внизу — постоянно люди. Экскурсанты, многие из которых с детьми, музейные работники, верующие, приходящие в мечеть… Как говорят специалисты, северный скат мечети достиг критического состояния еще в 2011 году, но тогда не нашлось денег, чтобы начать срочно спасать национальное достояние. Помощь пришла только в прошлом году, когда Ханский дворец был включен в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» и на спасение Южного строения Главного корпуса и Ханской мечети было выделено порядка 150 миллионов рублей. И реставрация идет сейчас полным ходом. Дел запланировано много. К примеру, одна из особенностей этих работ — в создании над Южным строением временного навеса из металлической структурной плиты и защитных вертикальных штор-экранов. Эта конструкция призвана оберегать строения от ветров и непогоды, пока их снова не накроют крышей.

Фонтаны дворца — это символы рек, текущих в Вечных садах мусульманского рая.

По информации генерального директора Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Вадима Леонидовича Мартынюка, первоочередные противоаварийные работы на кровле Ханской мечети будут завершены в самом ближайшем времени, благо необходимые ресурсы для этого имеются. «По информации подрядчика, до конца марта все полностью должно быть накрыто», — уточнил Вадим Леонидович.

Тогда же мечеть снова будет открыта для богослужений.

А новая черепица, которая должна будет украсить дворец, уже закуплена и доставлена в Бахчисарай. Хорошая черепица, испанская.

Пять исторических шагов

2017 год был особенным не только для Ханского дворца, но и для всей Республики Крым, потому что Бахчисарайский музей-заповедник отпраздновал свое 100-летие. «Датой празднования были выбраны 2 и 3 ноября не случайно, — рассказывает главный научный сотрудник ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» Улькер Рамазанова. — Третье ноября — официальная дата открытия музея, правда, по старому стилю. В документах, статьях, журналах тех времен сказано, что 3 ноября 1917 года в стенах бывшего ханского дворца был торжественно открыт первый национальный музей крымских татар. Празднование было общегородское, прямо здесь, на территории дворцового комплекса».

Это событие находится в прямой связи с процессами того времени, происходившими почти на всей территории бывшей Российской империи. Образованный в марте 1917 г. Временный крымскотатарский исполнительный комитет объявил, что Ханский дворец находится под его юрисдикцией.

После того как он перестал быть ханской резиденцией в конце XVIII века, он находился в ведении российского имперского Министерства внутренних дел. Дворец был под охраной государства, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в фондах музея. Во дворце останавливались монаршие особы, приезжавшие в Бахчисарай. «Это были не самые лучшие годы дворца, — продолжает Улькер Рамазанова. — Ремонтные работы, проводимые к приезду важных гостей, были, к сожалению, разрушительными. Проводились непрофессионально, так сказать, на скорую руку». Во времена Крымской войны 1854-55 гг. дворец использовали как лазарет.

«Гости порой удивляются — неужели ханы жили в этом дворце?! Разумеется, нет, — объясняет Улькер Наримановна. -Дело в том, что в силу различных причин с конца XVIII века территория комплекса уменьшилась в несколько раз. Многие постройки исчезли, а часть дворцовой земли уже давно принадлежит городу». Итак, после Октябрьской революции 1917 года в Бахчисарайском дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. Что тогда представлял собой музей? Это был собственно сам ханский дворец и утварь, которая здесь хранилась, — немного, порядка двухсот предметов. Небольшая часть осталась от ханов, плюс то, что потом покупалось для приезда царских особ. Кстати, о ханской утвари. Увы, это имущество почти полностью исчезло еще в XVIII веке. Есть сведения, что Шахин Герай, последний крымский хан, в 1783 году покидая Крым после отречения от престола, забрал с собой из дворца практически все предметы обихода. Точнее, немногие оставшиеся там. Ведь еще раньше он вывозил из дворца различное имущество для обустройства своей новой резиденции в Феодосии. Впрочем, несколько ханских личных предметов все еще хранятся в музее. Это книги с печатями Менгли I, Селямета II, Арслана и Селима III Гераев; бронзовый подсвечник Сахиба II Герая; луженая миска Каплана I Герая; широкий бронзовый поднос Селямета II Герая и именное ружье Бахта Герая.

Ханский дворец включен в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя», сейчас полным ходом идет реставрация.

«Основателем и первым директором музея стал Усеин Боданинский, крымский художник, этнограф, организатор и участник многих научных экспедиций, — говорит Улькер Рамазанова. — Он и его соратники собрали богатейший материал по истории и этнографии Крыма. Фонды постепенно пополнялись старинными образцами вышивки, предметами национальной одежды, посудой, ювелирными украшениями, книгами. Сегодня фондовая коллекция музея насчитывает более 140 тысяч предметов, большей частью — археология».

1920-е годы прошлого века — самые плодотворные годы для Бахчисарайского музея. Именно тогда была заложена сама структура музея как места средоточия культуры и этнографии не только крымских татар, но и всего Крыма, были выработаны методы научных изысканий и сбора информации. Сегодняшние экспозиции большей частью сделаны по образу тех, «боданинских». Позже Усеин Боданинский был обвинен в буржуазном национализме и расстрелян. После этого, в 30-е годы, здесь были выставки, которые соответствовали марксистско-ленинской идеологии.

Древнейший элемент
Старейшая постройка дворца — портал Демир-Капы (в переводе — «посольский вход»), датирована 1503 годом. Но он был построен в другом месте, а затем перенесен во дворец. Портал служил парадным входом, через который делегации попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Он создан итальянским зодчим Алевизом, когда тот находился в Крыму по пути в Москву. В Москву же мастер ехал по приглашению Ивана III для строительства Архангельского собора и ряда других храмов. На Руси Алевиз стал известен под именем Фрязина Нового.

Во время Великой Отечественной войны дворец не пострадал, но немцы сделали здесь свой госпиталь, а часть экспонатов была вывезена. Однако в ходе реституции в 2006 году некоторые из них были переданы музею одним из австрийских этнографических музеев. Также, к сожалению, в годы войны часть экспонатов погибла, так как их планировали увезти подальше от мест боевых действий, но транспорт попал под бомбежку.

После депортации крымских татар в 1944 году музей был закрыт, а Бахчисарайский дворец демонстрировался как историко-художественный памятник XVI-XVIII вв. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 — историко-архитектурный музей.

В апреле 1996 года, вследствие возвращения крымских татар на историческую родину, на базе Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника был открыт Музей истории и культуры крымских татар.

«К столетию появился и новый слоган музея: «5 веков — 5 шагов», — рассказывает главный научный сотрудник. -Условно века-шаги можно поделить на такие периоды: возникновение дворца, период расцвета, период упадка, период музеефикации и период возрождения».

Основная задача музея на ближайшее время, помимо стандартного «набора» -сохранение, изучение и популяризация культурных ценностей, — развитие туристической инфраструктуры (в частности, создание новых туристических маршрутов). Есть планы и по строительству достойного фондохранилища, созданию реставрационных мастерских, дополнительных экспозиционных площадей, хотят наладить и выпуск собственной тематической сувенирной продукции.

Город-сад и пушкинские розы

Сейчас символ Бахчисарая как города-сада запечатлен в центре современного городского герба, в виде двух пушкинских роз — красной и желтой, которые поэт, посетивший Ханский дворец в 1820 году, оставил в чаше знаменитого Фонтана слез. Этот фонтан, по официальной версии, был создан придворным мастером Омером в 1764 году по воле хана Кырым Герая, оплакивавшего смерть своей любимой жены Диляры-бикеч. Сейчас этот фонтан находится в так называемом Фонтанном дворике, но это не «родное» его место. В Фонтанный дворик он был перенесен в конце XVIII века, когда дворец готовили к приезду императрицы Екатерины II. Прежде он находился либо у мавзолея Диляры-бикеч (мавзолей сохранился на краю участка, где, согласно старинным планам, был разбит ханский регулярный фруктовый сад), либо в торце здания ханских покоев (здание не существует уже около 250 лет). О первоначальном расположении этого фонтана специалисты спорят до сих пор, но то, что сейчас он установлен неверно, с точки зрения мусульманской традиции сомнению не подлежит. Дело в том, что мусульманские фонтаны традиционно ориентированы так, чтобы вода струилась или строго на юг — в сторону священной Мекки, или строго на север — в этом случае в сторону Мекки обращен человек, возносящий молитву перед источником. А Фонтан слез стоит так, что вода из него течет на восток…

Календарь публикаций

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Июл »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031