ДК №9 Лица Крыма

У меня нет рабочих дней. У меня — рабочая жизнь

Министр культуры Республики Крым Арина Новосельская — ​о самодисциплине, сходстве работы преподавателя и руководителя, защите крымских памятников культуры и планах возобновить концертные выступления.

Текст: Анатолий Темин
Фото: Александр Белокуров

«Музыка научила меня работать над собой…»

— Что для вас значит музыка и какое место в жизни она занимает?

— На протяжении жизненного пути мы неразрывно связаны друг с другом. Музыка помогала преодолевать все этапы становления в моей яркой и насыщенной жизни. Она стала главной путевой звездой и принципом достижения гармонии в любых радостных и печальных, сложных и удачных днях. Этот ориентир, надеюсь, не покинет меня никогда. Он сопровождал меня с самого младенчества.

— Вы родились в Свердловске, а когда переехали в Крым?

— Мне было два года. В Крым был переведен мой папа, он военный врач, хирург, эксперт-криминалист военной прокуратуры. Со временем папа перешел в гражданскую медицину. А я с двух лет живу в Крыму, никуда не переезжала и, надеюсь, никуда надолго не уеду.

— Ощущаете связь с китайской культурой, интерес к ней?

— Мой папа, красивый и мудрый человек, большой профессионал, оставил мне в наследство самые лучшие черты в моем характере — ​выдержку, трудолюбие, мудрость и силу духа. Думаю, что от китайской культуры у меня безграничная любовь к цветам, красивой посуде, неповторимому и искусному стилю одежды разных людей.

— Какие первые детские впечатления у вас связаны с Крымом?

— Мне кажется, из воспоминаний, связанных с историей и культурой Крыма, самое раннее — ​Бахчисарайский дворец. Мы приехали туда с родителями, мне было лет пять. Помню фонтаны, розы, минареты. Папа купил мне сувенир — ​миниатюрный глиняный кувшинчик для ароматического масла, их носили на шее. И, конечно, с раннего детства помню море, песок, огромные прибрежные камни. Каждое лето я проводила в лагере. Меня отправляли в пионерские лагеря на две-три смены подряд: с конца июня до самого конца августа. Домой возвращалась буквально за два дня до школы.

— Кроме обычной школы была и музыкальная. Это было решение родителей?

— Да, занятия музыкой начались с четырех лет — ​и сначала, конечно, меня заставляли. Я же была нормальным ребенком, хотела, как все, бегать во дворе и играть в куклы. А вместо этого часами сидела за пианино. Чтобы хорошо играть, нужно заниматься не меньше трех часов в день. Если меньше — ​будешь заниматься, а играть хорошо не сможешь. Потому что можно обладать великолепным художественным вкусом, знаниями, можно слышать хорошо полифонию, но если пальцы не бегают — ​ничего сложного не сыграешь. Поэтому я занималась много. У меня было всегда «отлично» в музыкальной школе, было множество призовых мест на конкурсах. Даже ездила представлять Советский Союз на конкурс в Болгарию.

— Три часа в день на репетиции — ​для этого нужна высокая мотивация, сила воли.

— Поначалу силу воли заменяло лишь мамино желание и настойчивость (Смеется.). Это было до третьего или четвертого класса. А потом, когда начались победы на конкурсах, конечно, пришла мотивация.

Музыка меня научила работать над собой. Если не дается технически сложный фрагмент, его нужно просто сыграть тысячу раз — ​и на тысяча первый все получится.

Для хорошего музыканта, на мой взгляд, успех в равной степени зависит от таланта и упорства, самодисциплины.

— Воспитанное репетициями упорство остается с вами и сегодня?

— Да, конечно. Я трудоголик, требовательна и к себе, и к своим сотрудникам. Но я никогда не даю невыполнимых поручений, не ставлю нереальные сроки.

 

«Наша задача — ​«производить» счастье»

— Министерство культуры ассоциируется с творчеством, а творчество — ​с «творческим беспорядком». Крымское министерство культуры — ​территория творческого хаоса или место с железной дисциплиной?

— Во-первых, Министерство культуры — ​это такая структура, которая… «производит» счастье. В правительстве есть ответственные за энергию, промышленность, сельское хозяйство и ряд других важных направлений, а наша глобальная задача — дарить людям хорошее настроение, положительные эмоции, воспитывать многогранные, гармоничные личности, способные ценить прекрасное.

Это и есть наш продукт, цель нашей работы.

Во-вторых, Министерство культуры — ​это витрина Республики Крым. Витринное ведомство. Наши музеи, дворцы, пещерные города, картинные галереи, фестивали, творческие коллективы — ​именно они формируют впечатление о Крыме у жителей других регионов России и иностранных гостей полуострова. Мы все время на виду, что предполагает особую ответственность.

И для того чтобы выполнять эти две функции, нам нужна четкая и слаженная организация работы, ненормированный рабочий день, высокие профессиональные качества всех сотрудников.

Культуре нужно служить. Если не любить нашу работу всем сердцем, надолго здесь не останешься. И у нас в министерстве собрались люди, которые живут культурой. Главный бухгалтер, например, если будет необходимо, может сама написать сценарий массового мероприятия. Мы этим живем и счастливы. Каждый день общаться с музыкантами, артистами, художниками, скульпторами — ​это же лучше, чем любая другая профессия!

(Разговор прерывает телефонный звонок. Судя по репликам министра, звонит представитель руководства одного из крымских театров.)

— … Как не справитесь? Вы просили денег, а теперь не хотите брать федеральную субсидию? Возьмете. Активизируетесь и сделаете еще одну постановку, четвертую. Так, (называет собеседника по имени-отчеству), сможете, просто сможете. Нет, не будет. Не будет. Это необходимо сделать. Думайте, как организовать, и доложите мне. А я помогу. Постарайтесь в кратчайшие сроки определить алгоритм действий. Уверена, вы справитесь.

— Вот такой жесткий менеджмент — ​это совсем не творческая работа. Вам хватает творчества на нынешней должности?

— Абсолютно. Я художественный руководитель многих проектов, в том числе торжественных мероприятий масштабного фестиваля «Великое русское слово», над которым последние два года взяла шефство Валентина Ивановна Матвиенко. Не забываю рояль. По возможности занимаюсь и, надеюсь, к ноябрю дам сольный концерт. Тренер должен быть играющим.

— Вам приходилось в жизни плыть против течения?

— Каждый человек искусства: музыкант, литератор, художник — ​рожден для того, чтобы создать что-то новое, сказать свое, никому доселе неизвестное слово. А это во все времена означало идти напролом, плыть против течения, расширять горизонты. И победа на этом нелегком пути — ​признание твоего таланта. Если же говорить про быт или работу, то и здесь, как у каждого человека, у меня возникали ситуации, когда только отстаивание своей позиции и аргументированная дискуссия давали желаемый результат. Были и победы, и неудачи. Каждый день — ​новые шаги и новый опыт, главное, чтобы все было достигнуто честно.

— Вы работали директором Крымского театра кукол.

— Девять месяцев.

В 2014 году Сергей Валерьевич Аксёнов полностью поддержал инициативу строительства театра кукол, согласовал с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, и в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» появилась отдельная строка: «Строительство Крымского государственного центра детского театрального искусства». Я уверена, что он будет лучшим в России.

Во всяком случае — ​в первой тройке лучших детских театров нашей страны.

Жизнь с телефоном в руке

— Через девять месяцев вы вернулись в министерство уже в качестве министра. Первый день работы на нынешней должности отпечатался в памяти? Был март 2014-го, самое горячее время «Крымской весны». И в продолжение: каким был самый запомнившийся рабочий день в текущей должности?

— Первый день в должности министра начался накануне вечером. Это был бесконечно долгий, сложный, многообразный, радостный и патриотический день — ​первый день «Крымской весны». Все, кто в то время был рядом с нашими лидерами, успели сделать главное — ​сохранили мир и порядок в нашем крымском доме. А самый запомнившийся рабочий день — ​встреча президента России Владимира Владимировича Путина с деятелями культуры и искусств Крыма 14 августа 2014 года в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте. Эта встреча определила вектор развития сферы культуры нашего полуострова, первоочередные задачи и пути их решения.

— Сколько обычно длится ваш рабочий день?

— В реальности у меня и многих моих коллег не рабочий день, а рабочая жизнь. Я живу с телефоном в руке, со мной всегда рядом ворох документов. В любой миг я с готовностью погружаюсь в новое дело, главное, чтобы это дело было на благо Крыма и России.

Кто-то не выдерживает такой режим работы. Мы в 2014–2015 годах уходили с работы в час — ​два часа ночи и приходили к восьми утра, потому что надо было за полтора года наверстать 23-летнее отставание, научиться жить в российском законодательном поле, наладить работу всей сети учреждений сферы культуры. И если в министерстве работает 60 человек, то вся структура — ​это около 30 тысяч сотрудников.

— Форсированный режим работы, который был в 2014–2015 годах, сейчас перешел в более спокойный?

— Безусловно. Пришло понимание, как нужно действовать, появилась возможность четче структурировать рабочий процесс. Спасибо главе Республики Крым и нашим федеральным руководителям за переходный период продолжительностью почти три года. Нам дали возможность адаптироваться, пройти перезагрузку.

— Какое направление работы для вас на нынешнем этапе самое перспективное и важное? Сохранение культурного наследия? Развитие сети учреждений культуры в населенных пунктах?

— Это почти риторический вопрос, как «Кого ты больше любишь — ​папу или маму?». Каждое направление деятельности Министерства культуры Крыма важное. Одно дополняет другое. Без образовательных учреждений культуры не будет библиотекарей, музееведов и музыкантов, без детских школ искусств — ​солистов театров и филармонии, художников и хореографов. Не уделяя внимания одним учреждениям культуры, можно потерять другие. В целом это и есть сохранить культурное наследие Крыма в каждом городе и районе.

— Министр культуры, конечно, не глава МЧС, но все равно, должность предполагает большую ответственность, масштабные задачи. Как справляетесь со стрессом?

— Большой ответственности не боюсь. Нужно бояться стать слабым, бездельником. Масштабные задачи меня тоже не пугают. Пугает невостребованность и бесполезность.

От стрессов спасаюсь новыми идеями и музыкой…

«Руководитель — ​тот же преподаватель…»

— Какие у вас любимые композиторы, произведения, исполнители — ​в юности и сейчас? Какую музыку слушаете дома?

— Когда мы с семьей переехали из Свердловска в Крым, родители привезли с собой целый контейнер пластинок и книг с либретто. В нашем доме до сих пор слушают диски с операми, симфониями. В любую свободную минуту сажусь за фортепиано или слушаю классическую музыку. Самый любимый композитор — ​Моцарт. Конечно, я люблю и Шопена, и Грига, и Шумана. Рахманинова обожаю, много его играла. Но Моцарт… Его музыка ажурна, уникальна, «связана крючком», это невероятно сложный в своей звуковой простоте композитор. Его произведения — ​филигранная работа, как в ювелирном деле.

— В концертном отделении, которое вы готовите, будет Моцарт?

— Да, конечно. Исполню несколько его сонат и Шумана — ​концерт ля минор для фортепиано с оркестром. Хотела сыграть Шопена «На заре туманной юности», но я его просто не успею выучить. А Шумана уже играла в музыкальном училище, поэтому успею подготовиться.

— Какое из музыкальных выступлений прошлых лет запомнилось вам больше всего?

— Для настоящего музыканта каждое выступление дорого. Каждый зритель — ​ангел-хранитель. Все годы учебы я выступала на обязательных академических концертах, технических зачетах. Были многочисленные выступления на конкурсах и фестивалях. Позже открывала для себя сцену в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького, концертном зале «Юбилейный» в Ялте, музыкальной гостиной Ливадийского дворца.

Исполняла произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова.

Особенно трепетным и запоминающимся стало прикосновение к новому роялю Steinway & Sons, который появился в училище только в 2015 году. Вот уже третий год этот рояль самый «важный» в училище. Настоящий музыкальный король («рояль» — ​по-французски «королевский». — ​ДК). На нем играют только лучшие студенты училища — ​лауреаты международных, всероссийских и республиканских конкурсов, приглашенные солисты и маститые педагоги, приезжающие с мастер-классами.

— Вы много лет работали преподавателем, используете  ли наработанный опыт на нынешней должности?

— Настоящий преподаватель, по моему глубокому убеждению, сам продолжает учиться. Это бесконечный процесс — ​передача знаний и умений. А руководитель — ​тот же преподаватель, который организует и направляет деятельность коллектива в нужное русло, насыщает сотрудников энергией для достижения поставленных целей.

— Что вы цените в людях, которые работают рядом?

— Это, пожалуй, самый простой для меня вопрос. Человек должен быть порядочным, профессионалом своего дела.

 

В Крыму — ​12 тысяч памятников культуры

— Что самое замечательное случится в Крыму в сфере культуры в этом году? А в следующем?

— Этот год — ​200-летия со дня рождения великого сына армянской и крымской земли Ивана Константиновича Айвазовского. Пожалуй, главные события в Крыму будут так или иначе связаны с его именем и бессмертным творческим наследием. Мы уже отметили юбилей, завершается ремонт Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского. Работы носят прежде всего противоаварийный характер и включают в себя ремонт кровли и фасада. График ремонта по срокам выдерживается. Вход в музей уже освободили от строительных лесов. Памятник Айвазовскому одели в леса и обтянули сеткой — ​его почистят и покроют слоем защитного раствора. Грифонам, украшающим фасад здания, вернут терракотовый цвет. На ремонт галереи по федеральной целевой программе выделено более 30 миллионов рублей. Спонсоры оказывают помощь на развитие галереи и популяризацию творчества нашего крымского гения.

Следующий год, мы надеемся, будет объявлен годом театра. И к этому мы готовы. Крым увидит новые сценические проекты, театральные шоу, именитых артистов и множество сюрпризов из мира театрального искусства.

— Вы сказали о спонсорской помощи галерее Айвазовского. А в целом много ли в Крыму меценатов?

— Наш президент сказал, что Крым — ​уникальный сплав культур и традиций разных народов, отметив, что этим он похож на большую Россию.

Я верю, что те первые меценаты, которые уже появились в Крыму, дадут старт новому явлению — ​всероссийскому движению благотворителей, возрождающих Крым. Ведь Крым — ​особое место. Здесь уникальная история.

В Сочи, конечно, гораздо более развита инфраструктура, там больше пятизвездочных отелей, больше модерна. Но такой богатой исторической палитры вы больше нигде не найдете. Нигде больше нет литературного Коктебеля; Ялты с ее Чеховым, Пушкиным; Евпатории, похожей на город из восточной детской сказки. Эта земля неисчерпаема. В Крыму около 12 тысяч объектов культурного наследия. Это больше, чем в Дербенте, больше, чем где бы то ни было на всем постсоветском пространстве. Около двух тысяч археологических объектов находится под водой. Поэтому архиважно бороться с «черной археологией».

— Какие еще проблемные вопросы, кроме «черной археологии», решает сегодня министерство?

— В Крыму никогда не приводилась в порядок от а до я документация объектов культурного наследия. Сейчас мы все это оформляем. Большая проблема, которую мы обязательно решим до 2020 года, — ​охранные зоны памятников истории. В украинский период охранные зоны активно застраивались. Например, Мисхорский парк — ​памятник садово-паркового искусства. При СССР площадь парка была 23 гектара, а к весне 2014-го осталось девять гектаров. Все остальное застроено, забетонировано. Поэтому нужны охранные зоны — ​для уверенности, что уже ни один метр не будет отчужден.

— Недавно на пресс-конференции по случаю гастролей балета Олега Виноградова вы на примере музыкального лектория говорили о том, что академическое искусство, к сожалению, в Крыму не очень востребовано. Реально ли это изменить? Или у балета и классической музыки всегда будет мало «потребителей»?

— Изменить можно все. Это мы знаем не понаслышке. 2014 год в Крыму — ​самое сильное и яркое тому подтверждение. А востребованность академического искусства — ​задача не только нашего министерства или наших подведомственных учреждений и предприятий, это задача прежде всего каждой семьи. Как только возродятся в семье традиции знать и слышать о достоянии поколений и видеть шедевры искусства разных народов, восстанет из небытия и любовь детей к театру, балету, симфонической музыке. Думать, что классика только для избранных, неверно в корне. Это искусство по-настоящему успокаивает и созидает, возрождает и делает сильнее. Академическое искусство — ​вершина человеческого вдохновения. Каждый находит в нем главное для себя. Мы же помогаем всем людям встретиться с искусством и обрести его в своем сердце.

— Согласны ли вы с выражением: «Художник должен быть голодным»?

— Выражение, конечно, сильное и хлесткое. Но я считаю, что художник прежде всего должен быть художником с большой буквы. Голоден он или сыт — ​это не вопрос искусства. Я как министр думаю, что любой творец новых идей должен быть услышан, поддержан и оценен по заслугам.

«Главное достижение — ​впереди»

— В завершение — ​несколько коротких вопросов. Что делает вас счастливой?

— Я радуюсь, словно ребенок, каждому реализованному творческому проекту, даже маленькому, но важному для города, нашей республики. Я счастлива, когда вижу удовлетворенные лица зрителей на спектаклях, программах симфонической или духовой музыки, великолепных выставках или конференциях, на открытии возрождающихся библиотек, музеев и клубов. Мое счастье — ​это счастливые люди вокруг меня.

— Где для вас проходит грань между искусством и тем, что искусством не является?

— Я из тех людей, которые даже в современном искусстве, авангарде, каких-то сверхновых направлениях любых жанров и видов пытаются увидеть и услышать не просто новые краски, ритмы, тембры, а мысль, идею, увидеть вдохновенный образ. Если не возникает чувств от увиденного или услышанного, значит, это уже за гранью…

— Ваши любимые места в Крыму? Вы человек гор или моря?

— Очень люблю Коктебель, Судак, Херсонес, Ялту. Человек гор или моря? Я — ​разная. Думаю, что правильнее будет сказать, что я люблю с горных вершин Крыма смотреть на гладь Черного моря.

— Есть ли в истории личности, которые вам симпатичны, которых, возможно, вы в юности считали для себя образцом, примером?

— Петр Первый, Екатерина Вторая и другие личности нашего Отечества, которые смогли повлиять на мировую историю, укрепить державность и прославить Россию.

— Литературные вкусы людей обычно меняются с возрастом. Какие книги вам запомнились из прочитанного в молодости? Что читаете сейчас?

— Стараюсь все время учиться. И это рекомендую делать своим коллегам. Наша жизнь описана задолго до нашего рождения — ​в рассказах Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского, в стихах Пушкина и Волошина и многих других великих творцов. В произведениях этих авторов ответы на самые сложные вопросы и вызовы судьбы.

— Кто ваши любимые литературные герои?

— Обожаю Чехова и многих его героев. Он мне очень близок по духу, я пытаюсь впитать в себя его мысли и его человеческую мудрость.

— Что вас вдохновляет, дает силы, заряжает энергией?

— Как бы это просто ни прозвучало, прежде всего — ​моя семья. В ней главное мое вдохновение. Успехи сына и мужа, здоровье мамы — ​это моя энергия. А моя сила — ​это мои коллеги, единомышленники, люди разных профессий и возрастов, которые, как и я, любят Крым и вдохновляют меня на новые идеи, поступки и творческие дела.

— Что на сегодня считаете своим главным достижением в жизни?

— Каждый новый день рождает и новые задачи, и новые решения. Скажу так. Главное достижение — ​впереди. Хочу, чтобы каждое мое дело было достижением новой вершины.

Реклама

РИА Новости Крым

Календарь публикаций

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031