Выбор редактора ДК №9 Культура

Большой балет

Всемирно известный балетмейстер Олег Виноградов привез в Крым сокровища академической балетной школы

Текст: Ольга Леонова
Фото: Александр Белокуров, Александр Кадников

На сценах Ялты, Севастополя и Симферополя несколько вечеров подряд давали фрагменты «Лебединого озера», «Пахиты» и «Арлекинады». Когда музыка умолкала, на сцену вслед за артистами выходил немолодой человек с седой головой и по-балетному ровной спиной. И зал, вставая, гремел аплодисментами. Так встречали мастера, серьезно повлиявшего на развитие мирового балетного искусства, балетмейстера, хореографа, сценографа, народного артиста СССР, создателя балетных школ и коллективов за рубежом Олега Виноградова.

Крымская публика — ​ как в мировых столицах

— Олег Михайлович, что вы привезли крымчанам, что им приготовили?

— Наша программа под названием «Виват, балет!» состояла из шедевров классической хореографии. В первом отделении мы показали па-де-катр Антона Долина, нашего русского танцовщика дягилевских сезонов; па-де-де из «Арлекинады» и «Лебединого озера»; «Океан и жемчужина» — ​фрагмент из балета «Конек-горбунок» и другие. Эти шедевры классической хореографии известны всем танцовщикам мира — ​так сказать, шлягеры балетного искусства. Второе отделение состояло из Grand Pas балета «Пахита», это балет времен одиозной Матильды Ксешинской, Дягилева, Спесивцевой, Нежинского, образец эстетики петербургского стиля великого хореографа, «русского француза» Мариуса Петипа.
Это первое знакомство крымчан с нашим балетом, начальные шаги — ​мы, так сказать, сходили в разведку. Условия в театрах Крыма пока не очень хорошие: нельзя танцевать балет на паркете, нам нужен специальный пол и специальный линолеум, особый свет. Но мы все же показали спектакль — ​без декораций, к сожалению, но в костюмах. В следующий раз мы могли бы приехать с полными декорациями и цельными спектаклями.

— И как же вас принял крымский зритель?

— Удивительная, абсолютно восторженная реакция! Обычно такой прием мы встречаем за рубежом, в мировых столицах, где присутствует знающая и любящая балет публика, она принимает спектакль с ликованием футбольных болельщиков. А когда мы ехали в Крым, были разговоры, что здесь к балету не готовы, публика балет не понимает… Но на самом деле балет никто не понимает. Не верьте никому, кто говорит, что разбирается в балете. Балет — ​самый таинственный вид искусства, потому что его сложно понять, в нем нет слов. Он загадочен. Его не понимают даже многие артисты и хореографы. Если вам что-то непонятно, вас начинает это беспокоить, и вы будете стремиться это постичь.
И то, что мы увидели, — ​это было потрясение! Зал стоял после спектаклей, не отпуская аплодисментами. Реагировали даже на каждое эффектное движение. Это настолько радостно!

Мы уезжаем отсюда переполненные впечатлениями — ​и от спектаклей, и от Крыма в целом. И особенно — ​от зрителей, от людей.

Здесь особенный край — ​его динамика, энергия никого не оставляют равнодушным.

Благодарность огромная тому, кто придумал наши гастроли, кто провозгласил начало крымских балетных сезонов, подобных «Русским сезонам» Дягилева в Париже начала XX века. Организатором гастролей стал Фонд «Ялтинский международный экономический форум» и особенно его директор — ​Сергей Николаевич Лазуткин, удивительно заботливый человек и прекрасный организатор. Они сделали колоссальный подарок жителям Крыма и нам, артистам.

— Вы тоже руководите фондом — ​Фондом сохранения и развития классического балета имени Олега Виноградова. От чего и кого нужно защищать балет?

— Последние 20–30 лет были для балета временем глубокого кризиса. Балет деградировал, и сейчас мы вынуждены пытаться падение остановить.

Вы прекрасно знаете, как русский и советский балет повлияли на все танцевальное искусство. Именно наш балет был вершиной балетных традиций. Он был недосягаем!

Отечественные балетные традиции — ​это наше достояние, национальное сокровище. С начала 90-х годов традициям объявлен бой: многое из признанной эстетики предлагается выбросить «на свалку истории» и никогда к этому не возвращаться. Психоз осовременивания, возникший в 60-х годах прошлого века на западных сценах, к началу 90-х с большим опозданием докатился до нас. Наконец-то дорвались до абсолютной свободы. Чаще всего от оригинальных замыслов автора в лучшем случае остается музыка, и то часто искромсанная, скомканная, с переставленными местами фрагментами. А что в нее внедряют современные режиссеры — ​трудно пересказать… Мрак, насилие над материалом и т. д.

Что сейчас творится на сценах! «Князь Игорь» — ​в космических скафандрах, «Иоланта» — ​в концлагере, король Рене поет в эсэсовском костюме, «Царская невеста» — ​в застенках Лубянки, в «Евгении Онегине» Татьяна пишет письмо, а под простыней в кровати у нее карлик лежит… Бред, дьявольщина! В классическом балете нет ни одного некрасивого движения. А после современных спектаклей часто хочется вымыться.

Наше поколение выросло на традициях академического стиля балета, который развивался в течение более чем 300 лет. И будет развиваться дальше, если не подменять его кривляниями, эпатажем и уродством. Часто забываются истоки, основы, теряются преимущества и критерии, не создаются спектакли больших форм, теряется школа. И деятельность нашего Фонда состоит в том, чтобы противостоять эрозии академического стиля балета, не дать его уничтожить.

Наша программа под названием «Виват, балет!» состояла из шедевров классической хореографии.

 

Школа балета в Крыму

— И что нужно делать?

— Нужно готовить почву, воспитывать вкус у публики. Начинать надо с детей, с их образования, с приобщения к лучшим образцам культуры. Это очень важно для развития культуры в целом. Родители должны думать, какими вырастут их дети, особенно девочки, потому что балет — ​торжество женской красоты в ее высшей точке развития.

— Поэтому вы предложили создать в Крыму балетную школу?

— И надеюсь, что моя идея будет реализована.

Не представляю развитие этого бриллиантового региона без постоянного репертуарного оперно-балетного театра, одного из лучших в мире, как и все, что должно быть в Крыму.

(Например, в Монако, в Монте-Карло очень любил показывать свои балеты Дягилев.)

Мы обсуждали данную идею и с министром культуры, с руководством Республики Крым.

Конечно, сразу, с нуля создать школу или академию балета не получится, но для начала можно создать балетные классы на базе школы искусства или обычной средней школы, приспособить какую-то среднюю школу.

Учебное заведение такого типа уже работает в Петербурге, там дают дополнительное хореографическое образование к программе обычной средней школы. Несколько классных комнат переделали в балетные залы, дети после окончания этой школы поступают в Вагановскую академию. Параллельно можно создать программу обучения хореографов и педагогов. Мы знаем, как это сделать, — ​в свое время я основал балетную школу в Вашингтоне (куда меня пригласил лично президент США Джордж Буш-старший) три балетные школы в Сеуле, помогал создавать первую государственную (не частную!) балетную труппу в Японии, в Токио. Накопилось много опыта, хочется его передать. У меня была такая интересная жизнь, ведь я встречался с абсолютными гениями. Я застал еще живого Де Кирико и был у него в гостях, встречался с Марком Шагалом, Сальвадором Дали, Джанни Версаче, с Гербертом фон Караяном, Джорджем Баланчиным, Сергеем Лифарем, из рук которого получил две премии Парижской академии танца, Галиной Улановой, Игорем Моисеевым. Они мне дали так много и так повлияли на мое творчество, что унести это все с собой в могилу и не поделиться с теми, кому интересно, будет нелогично.

А Крым, повторюсь, особый регион, у него особая миссия. И поэтому с моей стороны будет безответственно, если я с Крымом не поделюсь своими знаниями.

— В балете сейчас есть меценаты?

— Да, спасибо им. Вот наши крымские спектакли были для зрителей бесплатными. А в Мариинке стоимость билета начинается от пяти тысяч рублей. Я помню, как мы в моем детстве с мамой стояли в очереди за билетами на балет. Очереди были огромные — ​как в то время за мукой, и так же писали номерочки на ладошках. А билеты стоили тридцать копеек и продавались всего три часа.

Русский балет с успехом развивался — ​особенно при царях и коммунистах. При царях и императорах образованная элита создавала эту недоступную для широких масс красоту. А при коммунистах широкие массы, которым раньше это было недоступно, жаждали эту красоту познать. Ведь именно мы, русские, создали большие балетные спектакли. Во всем мире преобладают спектакли малых форм. А большие монументальные хореографические фрески, которые я особенно люблю: с декорациями, костюмами, развитой драматургией, глубоко разработанными ролями — ​с полным комплексом театра — ​сейчас редки. Конечно, они стоят очень дорого. Не ошибусь, если скажу, что балет — ​это, пожалуй, самое дорогое искусство. В СССР было 55 балетных театров, они создавали колоссальное количество спектаклей. Сейчас — ​чуть больше десяти театров. Было 14 хореографических училищ, осталось пять или шесть.

На самом деле балет никто не понимает. Не верьте никому, кто говорит, что разбирается в балете. Балет самый таинственный вид искусства, потому что его сложно понять, в нем нет слов. Он загадочен. Его не понимают даже многие артисты и хореографы.

 

— Балет — ​«искусство не для всех», и неслучайно его поддерживали правители…

— Элита всегда стремилась к высоким видам искусства, к балету в частности. Русские петербургские балетоманы отличались от балетоманов всего мира так же, как отличается наш балет. Они преклонялись перед любимыми танцовщицами. Многие из офицеров, аристократов морского корпуса Петербурга приплывали из Крондштата на катере в любую погоду, чтобы посмотреть любимую балерину. Но и балет тогда был другим. Таких, как Матильда Кшесинская, сегодня трудно даже представить на сцене, такие уже давно не танцуют. Физические данные балерин того времени значительно отличались от сегодняшних требований: полные бедра, короткие ноги, неразвитый шаг (подъем ноги). «Прелестей» было много, были этакие пышечки. Посмотрите на физические данные Анны Павловой. Позднее — ​Аллы Осипенко, Натальи Макаровой или сегодняшней замечательной Светланы Захаровой и сравните их с «несравненной» Матильдой. Она, судя по фотографиям (а это документ) большой красавицей не была. Но танцовщицей была, очевидно, достойной, раз сам Мариус Петипа занимал ее в своих балетах. А если императору она нравилась, ​ну и слава богу. Императоры тоже люди, как и балерины. А любовь — ​от Бога.

Искусство, которое преображает

— Вы сказали, что балет — ​это красота. Но ведь балет — ​это еще и адский труд.

— Это единственный вид искусства, который не просто отображает природу человека, но и совершенствует его. Балет делает фигуру танцовщика еще более красивой, удлиняет линии, облагораживая структуру тела. За 300 лет был разработан и развит уникальный экзерсис (система упражнений. — ​ДК), чтобы скрыть недостатки и превратить их в достоинства. Классический балет воспитывает танцовщиков громадного диапазона. Обладая классической базой, можно танцевать любой сверхсовременный балет. А наоборот — ​никогда. Не случайно Морис Бежар и многие другие современные хореографы до сих пор совершенствуют своих артистов только на основе классических экзерсисов. Один из моих друзей, замечательный солист Большого театра Азарий Плисецкий более 20 лет преподавал и преподает классический танец в труппе Бежара.

Но балет — ​это и самый сложный вид искусства. Нужно потратить 9–10 лет на ученичество, а потом — ​20 лет упорного ежедневного труда. Балетному артисту нельзя даже один день провести без тренировки. Не случайно артисты балета приравнены по напряженности труда к металлургам, шахтерам и после 20 лет на сцене уходят на пенсию.

— Существует мнение, что классический балет могут танцевать хорошо только русские.

— Это совершенно неверно. Мне пришлось работать в лучших театрах мира: в Америке, Азии, Европе, я давно понял, что балет не зависит от национальности. Исключительно от образования, физической формы и данных танцовщика. Исторически эталонными образцами балетных театров являются парижская Гранд-опера, Мариинский театр, Большой театр, Датский королевский балет, лондонский Ковет-Гарден (он добавился уже позже), Ла-Скала в Милане. Колоссальный вклад в эстетику балета внесли характерные танцы Испании.

— А как же знаменитая петербургская балетная постановка рук?

— Ногами многие зарубежные труппы танцуют лучше нас, имеют более развитую технику. У нас же особые руки. Даже знаменитый Джордж Баланчин, перенося в Америку русскую школу, пытался применить также и эстетику наших рук, долго мучился, но ничего так и не получилось. В баланчинских балетах грамотность и соблюдение классических законов, чистота позиций, точность акцентов и дисциплина потребовали такой же координации и в руках. И этого Баланчин добивался до конца жизни.

— Сейчас мировую зрительскую аудиторию захватывают танцоры из восточных стран —  ​Китая, Кореи.

— И совершенно неслучайно. Эти нации особо ценят красоту женщины. Сеульский Universal Ballet входит в десятку лучших балетных компаний мира. Мудрые руководители выбрали именно нашу эстетику. А ведь я с ними работал, и они выросли на репертуаре, который я им привез. Выросли благодаря педагогам Мариинского театра, благодаря стандартам и правилам Мариинки, которые мы внедряли. Не случайно сейчас самым лучшим танцовщиком Мариинского театра является кореец Кимин Ким, воспитанный двумя прекрасными танцовщиками и педагогами — ​Маргаритой Куллик и Владимиром Кимом.

Основа процветания этой маленькой нации — ​трудолюбие, они работают 24 часа в сутки. Такого отношения к труду, когда тебя благодарят за каждое замечание, я не встречал нигде. Корейцы удивительно музыкальная нация: семьи среднего класса в обычных трехкомнатных квартирах из одной комнаты делают для ребенка звуконепроницаемую студию, чтобы ребенок по шесть часов занимался на пианино. Почему сегодня в консерваториях и балетных школах больше всего корейцев, китайцев и японцев? У них умные родители, эти нации думают о будущем. Я бы хотел чтобы у и нас когда-нибудь уровень жизни был таким, как в Южной Корее.

Вернулся, услышав призыв президента

— Вы уехали в Америку. Почему это произошло?

— Меня вынудили покинуть Россию. На дворе стояли лихие девяностые, и это коснулось театра, в котором я работал. Я не хотел больше рисковать и уехал туда, где мне и моим педагогам были созданы замечательные условия.

— Но вы вернулись…

— Я услышал призыв нашего президента Владимира Путина: «Соотечественники, возвращайтесь!» К этому времени уже подрастал мой ребенок, который родился в Америке, ему надо было учиться. А я помнил российскую систему образования, в которой я учился в свое время. Мы с женой решились вернуться. Об итогах расскажу в новом издании своей книги, презентация которой состоится, скорее всего, и в Крыму.

 

— Вы еще и писатель?

— Десять лет тому назад вышла моя книга «Исповедь балетмейстера». Сейчас готовится второе издание — ​при поддержке фонда «Ялтинский международный экономический форум». Книга вся в рисунках — ​у меня такая методика работы, я при постановке балета сначала рисую все группы танцовщиков, все положения, мизансцены. У меня проходили выставки этих рисунков во многих странах, сейчас готовится издание альбома в Италии. Думаю, что, дай бог, сделаем такую выставку и здесь, в Крыму.

— Вы ведь и сами учите, не только танцовщиков, но и обычных людей.

— Более 20 лет я читаю лекции о балете широкому кругу любителей этого искусства. Начинал, еще когда руководил Мариинским и Михайловским театрами. Я создал общедоступный бесплатный лекторий для тех, кто не попадает в театры по причине высоких, немыслимых цен на билеты. Таких людей очень много, и это самая замечательная публика.

Потом я читал эти лекции в Йельском университете (США), в Сорбонне (Франция, Париж), в Японии и Корее. Для меня лекции — ​удовольствие, самое приятное потом — ​разговаривать с залом, узнавать, что интересует слушателей.

Лекции проходят по следующему плану: сначала лекторий, потом показ, а потом ответы на вопросы. Мы договорились с министром культуры Республики Крым Ариной Новосельской, что такой лекторий раз в месяц будет проходить в Крыму. Это абсолютно реально.

Олег Виноградов
Этапы биографии:
• В 25 лет поставил в Новосибирском театре свой первый балет — ​«Золушку» Сергея Прокофьева. В 26 — ​«Ромео и Джульетту».
• 4 года занимал должность главного балетмейстера Ленинградского Малого театра оперы и балета.
• 23 года занимал должность художественного руководителя и главного балетмейстера Мариинского театра.
• В 1990 году основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy. Сегодня она считается одной из ведущих балетных школ США.
• 22 года возглавлял труппу Universal Ballet в Сеуле, которая завоевала всемирную известность и стала одной из ведущих балетных компаний Азии.
• В 1991 году Олег Виноградов создал «Малый балет Мариинского театра» (с 1994 года — ​«Санкт-Петербургский камерный балет»).

 

«Мы работаем для добра и красоты»

— Вы в этом году будете отмечать 80 лет со дня рождения и 60 лет творческой деятельности. Один из ваших первых спектаклей вы собираетесь снова ставить.

— Да, уже объявлено. 28 марта 2018 года состоится премьера в Астраханском замечательном новом театре оперы и балета. Это будет балет «Горянка» по поэме Расула Гамзатова, спектакль пройдет в день 50-летия первой постановки. Тогда все участники и авторы получили за этот спектакль Государственную премию СССР. Дай бог, чтобы дожил до знаменательного дня замечательный композитор Мурад Каждаев.

Также 16 ноября в Санкт-Петербурге, в зале «Октябрьский», состоится концерт, посвященный моему юбилею, на который, я надеюсь, соберутся артисты, хореографы и педагоги из тех стран, в которых я работал.

— Как вы считаете, в Крыму можно поставить балет, который будет создан специально для жителей этой земли?

— Если будет труппа, то, конечно, да.

Я вижу балет на развалинах Херсонеса, прямо на открытом воздухе, среди руин и колонн. Это будет чудо — ​греческий балет, посвященный Херсонесу. Я очень люблю спектакли на пленэре. По всему миру ставил подобные спектакли, а крымский пейзаж просто чудо: море, горы, звезды…

Танец как вид искусства родился в Греции, а в Крыму и природа, и генотип местных жителей очень похожи.

Аслан Каргинов, артист балета, ведущий солист труппы Олега Виноградова:
«Крымский зритель принял нас очень тепло, с особым вниманием. Это очень важно для артистов! Когда твое творчество и твой порыв нужны и их хотят понять и увидеть, это дает большие силы идти вперед, создавать новое. На каждом выступлении я чувствовал себя уютно, знал, что отдаю энергию тем, кому это действительно интересно и важно.
Танцевали мы аккуратнее, чем обычно. Было больше собранности и больше концентрации, так как сцены крымских театров не предназначены для исполнения балета. При необходимости я готов переехать в Крым и поднимать здесь балетное искусство. Тем более что помимо работы в качестве ведущего солиста балета я еще и студент в своей родной Академии русского балета имени Вагановой, получаю второе образование — ​педагога-репетитора».

 

— Вы часто бываете за рубежом, не опасаетесь санкций в связи с приездом в Крым?

— Мне сказали, что моя поездка в Крым грозит мне серьезными неприятностями, и я даже хотел просить не упоминать мое имя в контексте гастролей. А потом подумал — ​чёрт с ними, мне с ними не детей крестить! Как жаль, ведь я ставил свои спектакли в Киевской опере, помогал хореографическому училищу, мой ученик Владимир Литвинов возглавлял киевский балет. Я не забуду никогда того триумфа, который ждал нас, когда я привез в Киев мой балет «Ревизор» по Гоголю в исполнении Мариинского театра. Как жаль, что все так происходит. Мы божьи посланники, мы создаем красоту для людей и особенно для детей. Мир живет теми, кто созидает.

— Вы в достаточно почтенном возрасте, но до сих пор в прекрасной физической и умственной форме. Как это вам удается?

— Нужно всегда чего-то хотеть и к чему-то стремиться. И любить. А физическая форма… Как-то Майя Плисецкая сказала, что нужно уметь вовремя закрыть рот и не класть туда ничего. Главное — ​не обжираться. Моя жена уже 17 лет не танцует, родила ребенка, а все такая же тростиночка. Это не значит, что мы себя ограничиваем, мы едим все, но нужно знать, чем и когда питаться и в каких количествах.

Ну и в жизни мне некогда было отвлекаться на ненужные мысли о возрасте: один спектакль задумывается, другой в реализации, а для третьего готовится материал. А еще… мне всегда хочется жить. И жить как можно лучше.

Конечно, мне уже хотелось бы хоть немножко пожить для себя и своих детей, немножко отдохнуть. Но я не умею. Не представляю, как это делается. Пока не представляю.

В 1982 году, после окончания наших очередных триумфальных гастролей во Франции, в советском посольстве устроили прием в честь балетной труппы Кировского театра. И вдруг на этом приеме в присутствии парижских знаменитостей генеральный директор Парижской оперы господин Бонжонкино, поздравив нашу труппу, объявил, что они решили пригласить на пост художественного руководителя балета Парижской оперы Олега Виноградова!
Ко мне подходят французы с поздравлениями, я недоуменно смотрю на Бонжонкино и не знаю, что ответить…
Поздравляют и нашего посла в Париже — ​Степана Васильевича Червоненко: ведь впервые хореографа из СССР приглашают возглавить балет Парижской оперы! Бедный Степан Васильевич мужественно призывает на помощь свой дипломатический опыт. Он заверяет всех, что работа Виноградова и его жены Елены в балете Парижской оперы послужила логическим развитием наших отношений с Францией и что со своей стороны он как посол сделает все возможное для осуществления этой идеи!
И надо отдать ему должное, Степан Васильевич говорил правду, хотя и понимал утопичность подобных замыслов. Посол несколько раз звонил первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Георгию Васильевичу Романову, пытаясь найти разумный ответ французам. Романов ответил, что меня не отпускает…
отрывок из книги Олега Виноградова «Исповедь балетмейстера»
Арина Новосельская, министр культуры Республики Крым:
«Мы создадим балетные классы на базе Детского центра театрального искусства, строительство которого начинается в Симферополе. На третьем и четвертом этажах центра мы планировали разместить классы, где дети будут заниматься театральным искусством. Я теперь точно знаю, что там будут еще балетные классы, дети будут заниматься академическим балетом.
А на следующем этапе может возникнуть необходимость построить в Крыму театр оперы и балета. Но сначала мы должны создать потребность в таком театре, привить зрителям вкус к хореографическому искусству».

 

 

Календарь публикаций

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031