ДК №8 Культура ЯМЭФ

Фабио Пирола: «С удовольствием вернусь в Крым с гастролями»

Самым ярким событием культурной программы ЯМЭФ‑2017 стали выступления петербургского оркестра «Северный город» под руководством итальянского дирижера Фабио Пирола. Оркестр дал в Крыму два концерта: для участников ЯМЭФ в курортном комплексе MRIYA RESORT & SPA и для жителей Ялты в Театре имени Чехова.

Корреспонденту «Делового Крыма» удалось встретиться с музыкантом, чей рабочий график постоянно забрасывает его в разные города и страны, и спросить о впечатлениях от поездки в Крым, интересах итальянцев в России и сложном будущем классической музыки.

Текст: Виктория Дубовская

— Фабио, вы впервые побывали в Крыму? Как подбирали программу выступления на ЯМЭФ?

— Да, это было впервые. И я очень благодарен организаторам Форума за приглашение в Крым. При подготовке программы мы придумали очень интересное и креативное решение. Организаторы мне сказали, что в этом году экономический форум будет сфокусирован на отношениях с Италией. Поэтому они хотели что-то из итальянского репертуара.

Я предложил выступить с русским народным оркестром «Северный город» и отыграть в первом отделении итальянский репертуар, а во втором — ​русский. Это была очень успешная идея, никто не ожидал такого.

В Петербурге и Москве мы с подобной программой уже выступали, а вот для участников Форума это стало сюрпризом.

Представьте, на одном народном русском инструменте, к примеру балалайке, баяне, играют и итальянскую оперу, и итальянский кинорепертуар, барочный репертуар. Итальянские участники очень удивились, слушали с большим интересом.

— Я знаю, что вы встречались с итальянской делегацией. Как прошла встреча? Что успели обсудить?

— У нас было мало времени, но я знаю, что они сейчас начинают очень хорошо сотрудничать с Россией и Крымом. Очень много возможных направлений работы — туризм, инфраструктура, — поэтому, конечно, сейчас бизнесмены пытаются предлагать проекты. Им Крым очень интересен.

К сожалению, у меня не было времени, чтобы погулять в Ялте. Но мы выступили в Драматическом театре — ​он очень красивый, замечательная акустика, очень элегантный. Мне очень понравилась атмосфера. Там мы исполняли только итальянский репертуар.

— Вы только что вернулись из США. Расскажите, с каким проектом вы посетили страну и как вас принимала американская публика.

— Можно сказать, что я часто бываю в США. Первая поездка состоялась в 2005 году, и почти каждый год один-два раза бываю там с различными проектами и мастер-классами. Я работаю там с одним из оркестров, который находится в Сиэтле. Сейчас был проект, связанный с итальянской музыкой, в штате Миссури, для университета. Очень успешный проект, я доволен этой поездкой.

— Как строится ваша гастрольная деятельность? Сложно ли совмещать столько проектов?

— Мой творческий путь достаточно необычен, это не обычная академическая дирижерская карьера. Я часто занимаюсь креативными, уникальными проектами, с очень концептуальным и интересным репертуаром. При этом я работал и с барочными ансамблями, к примеру «Золотой век». У меня есть оперный, академический, современный репертуар. Недавно я начал сотрудничество с симфоническим оркестром. Мы играли и рок, и поп-композиции, и танго.

Это очень интересно — ​искать новые направления, новые тенденции, попытаться привлечь молодую публику, которая не просто идет на концерты — ​они хотят слушать что-то новое, что-то интересное.

— Кого вы считаете своей публикой? Кто, на ваш взгляд, сейчас заинтересован в классической музыке?

— На своих выступлениях я вижу самых разных людей: дети, взрослые, молодежь, очень разная публика, даже бабушки бывают. Очень интеллигентные люди.

Сейчас для исполнителей классической музыки наступает очень серьезный переходный момент. Причина в интернете. Он сделал публику более требовательной. Лет 10–15 назад можно было повторять обычный академический репертуар, и это было нормально. Сейчас это не так. Кажется, уже в любой точке мира, неважно, есть ли там цивилизация, можно подключиться к интернету. Теперь каждый может услышать лучшие оркестры мира.

Зрители могут оценить заранее, интересен им тот или иной репертуар, посмотреть твои выступления через интернет — ​и сравнить тебя с лучшими музыкантами мира. Это очень большой переломный момент. Сейчас не так просто привлечь зрителей на концерт.

— Чем в таком случае можно привлечь публику сейчас?

— Во-первых, качество исполнения. Вообще музыка — ​это такой язык, когда сразу чувствуется, играет музыкант, потому что ему нравится или он это делает чисто механически.

Во-вторых, содержание концерта. Я являюсь членом жюри одного из фестивалей, где выступают молодые рок-группы. И на этих выступлениях я вижу живых, динамичных русских, очень креативных, способных захватить внимание зрителя. У таких музыкантов есть своя публика, есть рейтинг в интернете, просмотры на YouTube. А у консерватории какие просмотры? Понятно, у них есть своя публика, которая по традиции идет послушать музыку, но сколько продержится такая традиция? Необходимо ощущать и понимать, что происходит с молодыми людьми, что нужно публике.

Проблема в том, что классическая музыка, на мой взгляд, сейчас очень закрыта. Челочек, который не живет в контексте классической музыки, может оказаться на концерте разве что случайно. По сути, музыканты играют для себя, для своих друзей, знакомых. Не ради конкуренции за слушателя с другими музыкальными направлениями. В результате интерес падает, публики не хватает, отсюда проблемы с финансированием. Раньше музыканты не заботились о том, сколько билетов продано на концерт: они получали стабильно свою зарплату либо от спонсора, либо от государства. Сейчас все это заканчивается. И коллективам приходится анализировать свою работу с точки зрения окупаемости и прибыльности.

Я очень давно работаю для одного оркестра, который использует современные итальянские композиции. Наша концепция такая: мы ищем и исполняем то, что будет слушать обычная современная публика, а не единицы интеллектуалов с музыкальным образованием и грандиозной культурной базой. Обычные люди.

— Вам, наверное, часто задают этот вопрос: почему вы выбрали для работы именно Россию?

— Это было очень спонтанное решение, получилось само собой. Все началось с мастер-класса в Петербурге в 2005 году. Я приехал именно сюда, так как петербургская дирижерская школа имеет очень хорошую репутацию в мире. Кроме того, я очень люблю русских композиторов: Чайковского, Рахманинова.

В 2002 году я окончил в Италии консерваторию, получил свой диплом как скрипач. Приобрел очень разнообразный опыт, работал в разных оркестрах и ансамблях. Но в какой-то момент понял, что нужно развиваться как дирижер. Захотелось самому движениями палочки фокусировать и концентрировать весь процесс. И мне понравились здешняя атмосфера, школа дирижерская. Появились первые контакты, потом выступал с ансамблями все больше. Вот, к примеру, с октября по май я дал в России почти 70 концертов, состоялись три записи. Думаю, это неплохой результат.

— Хотели бы вы приехать в Крым с гастролями?

— Планов таких пока нет, я не знаю, есть ли в Ялте или Севастополе оперный театр или консерватория. Но если позовут, с удовольствием приеду.

Реклама

РИА Новости Крым

Календарь публикаций

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930