Черноморская агропромышленная компания вкладывает 8,54 млрд рублей в создание птицеводческого комплекса на северо-востоке Крыма
Текст: Алла Довгань
Фото: пресс-служба Черноморской агропромышленной компании, Shutterstock
По планам инвесторов, первая линия птицефабрики начнет работу весной 2018 года, ее мощность составит 25,5 тысячи тонн мяса бройлера в год. На следующем этапе в строй войдет вторая такая же линия, а в дальнейшем птицеводческий комплекс станет частью многопрофильного Черноморского мясного кластера. Кроме курятины он будет производить свинину, мясо крупного рогатого скота и мясопродукты глубокой переработки.
Инвестиционный проект реализует Черноморская агропромышленная компания — структура международной инвестиционной группы GDP Investment Group.
Весной нынешнего года, на Ялтинском международном экономическом форуме, правительство Республики Крым и оператор инвестпроекта подписали меморандум о сотрудничестве.
О планах экспортировать в мусульманские страны халяльных цыплят и строить в Крыму собственную розничную сеть «Деловому Крыму» рассказал директор по развитию Черноморской агропромышленной компании Эрнест Дошоян.
Проблемы Крыма — временные
— Птицеводческий комплекс — это только первый этап?
— Да, Черноморский мясной кластер будет состоять из трех сегментов: птицеводство, свиноводство, крупный рогатый скот плюс переработка мясной продукции.
На сегодняшний день советом директоров компании утверждена первая стадия — это птицеводческий комплекс. Планируемый ежегодный объем производства — 51 тысяча тонн мяса бройлера в убойном весе. Ввод в эксплуатацию будет осуществляться в два этапа. Но при этом перерабатывающие мощности, равно как и комбикормовое производство, мы делаем сразу с расчетом на полную мощность.
Кластер создается в Советском районе. Мы предварительно согласовали расположение участков и уже ведем работы на месте.
— Где планируете закупать сырье для комбикорма?
— Это сегодня достаточно болезненный вопрос. Из-за дефицита воды в Крыму есть существенные сложности с выращиванием кукурузы. В то же время завозить комбикорм из других регионов экономически нерентабельно. Птицеводство сегодня вообще не является сверхмаржинальным бизнесом.
Мы предусмотрели следующий вариант: собственное комбикормовое производство полного цикла и — на первом этапе — альтернативные рецептуры, позволяющие заменить кукурузу. Рассчитываем, что уже в 2019 году ситуация с логистикой изменится благодаря железнодорожному сообщению по Керченскому мосту.
— Как принималось решение прийти в Крым?
— Наша группа инвестирует в различные отрасли сельского хозяйства. Один из свежих проектов — строительство завода в Калужской области, там будут выпускать сыры по французским рецептам. Одновременно создаются козоводческие фермы, которые будут обеспечивать завод молоком.
А для создания кластера Крым был выбран потому, что мы видим здесь существенный потенциал.
По оценкам наших аналитиков, Крым ждет существенный рывок в объемах сельскохозяйственного производства. Через несколько лет никто уже не будет говорить о самообеспечении полуострова. Агросектор Крыма будет ориентирован не только на внутреннее потребление региона, но и на экспорт.
— Считаете, что вернутся времена, когда сельхозпродукция поставлялась по всему СССР?
— Дело даже не в показателях прошлых лет, а в потенциале — климатическом и логистическом.
Мы считаем, что в Крыму будет производиться избыточное количество сырья. Глава Республики Крым Сергей Аксёнов говорил, что Крым должен оперативно выйти в зерноводстве на показатели 1992 года и стремиться к переработке в регионе. Это правильно. Мы верим, что в Крыму будет конкурентная среда на рынке зерна. Это значит, будут обоснованные цены и благоприятные условия для производства кормов. Нынешние проблемы — временные.
Еще один важный фактор — морские порты. Эффективность их работы будет только возрастать, количество судозаходов увеличится.
И, конечно, важную роль в нашем выборе сыграла Свободная экономическая зона.
— Будете получать статус резидента СЭЗ?
— Да, работаем над этим, проходим комиссию по инвестиционной привлекательности. Препятствий и затруднений мы не ожидаем, рассчитываем получить статус участника СЭЗ в ближайшее время. Встречались с представителями таможенных органов, проговаривали принципиальные вопросы, технические детали, связанные с режимом СЭЗ. Когда принималось решение о работе в Крыму, преимущества СЭЗ стали решающим фактором. Без участия в СЭЗ мы в Крыму работать не готовы. Но, повторю, процесс идет нормально, и мы рассчитываем получить статус резидента в ближайшее время.
— Какими еще формами государственной помощи планируете пользоваться?
— Мы, безусловно, рассчитываем участвовать в госпрограммах поддержки сельского хозяйства. Будем претендовать как минимум на возвращение части процентной ставки по кредитам.
Начало работы — май 2018-го
— Какова полная стоимость проекта, источники финансирования? На какой срок окупаемости рассчитываете?
— Актуальный бюджет птицеводческого направления нашего кластера — 8 млрд 542 млн рублей. Это полный проект — 96 птичников. Здесь включены и строительно-монтажные работы, и закупка оборудования. Что касается земель, то мы их не приобретаем, а, в соответствии с порядком, принятым в Крыму, заключаем долгосрочный договор аренды в рамках инвестиционного соглашения. Если проект не реализуется, то земли изымаются государством.
Срок окупаемости проекта составит ориентировочно 10–11 лет. Что касается источников финансирования, то 30% — это средства нашей компании, остальное — кредиты.
— Сколько новых рабочих мест будет создано?
— В работе кластера планируется задействовать около 1,3 тысячи сотрудников. Если говорить только про птицеводство, там 1004 штатные единицы. Это не учитывая рабочие места, которые будут созданы при строительстве.
— Следует понимать, что практически все рабочие места займут крымчане?
— Да, мы рассчитываем на жителей Советского района и соседнего, Нижнегорского. У них есть опыт в сельском хозяйстве, в том числе связанный с птицеводством — в этом регионе работали птицефабрики.
— Уже определились, у кого будете закупать оборудование?
— Оборудование будет преимущественно импортным. Ориентируемся на поставщиков, которые являются мировыми лидерами.
Окончательные решения по выбору оборудования будут приняты в процессе проектирования. Уже сформированы тендерные задания, все предварительные переговоры проведены, первичные индикативы получены, технологический проект утвержден. То есть мы знаем, как у нас все будет работать, но какой именно марки будет оборудование — это будет определено в процессе тендерных процедур.
По строительно-монтажным работам (это более половины бюджета) окончательное решение также не принято. Рынок достаточно насыщен, поэтому закупка стройматериалов не является существенной проблемой.
— Когда птицеводческий комплекс начнет работу?
— По графику, который мы утвердили для себя и декларировали крымским властям, в октябре стартует проектирование. Не знаю, сколько будет длиться процесс согласований, но на площадки хотелось бы выйти в мае-июне следующего года. Площадки для выращивания птицы возводятся быстро, но перерабатывающий комплекс быстрее чем за год не построишь. Соответственно, первый кирпич хотелось бы заложить в мае 2017 года, а перерезать ленточку — не позднее мая 2018-го. В эти сроки рассчитываем запустить первую линию — на 25 тысяч тонн продукции в год.
Половина продукции — на экспорт
— Продукция будет реализовываться только в России?
— Около половины продукции мы планируем экспортировать за пределы страны, уже есть налаженные каналы поставки. У Крыма большой экспортный потенциал в связи с его географическим расположением. Достаточно легкий доступ на север Африки и Ближний Восток. У них есть серьезные проблемы с плодородием почв, это естественные ограничения для выращивания кормов и разведения птицы. И как бы они ни старались, им все равно надо импортировать мясо. У Крыма, повторюсь, в этом направлении очень большой потенциал.
— Какую именно продукцию планируете экспортировать? В какие страны?
— Преимущественно в мусульманские страны, которые ориентированы на халяльное мясо. К производству такого мяса есть определенные требования, которые необходимо выполнять для заключения контракта. Основная доля предполагаемого экспортного потока — это тушка цыпленка малого веса (около 1,2 кг). Продукция для внутреннего рынка будет стандартной: бройлер, разделанные части, полуфабрикаты.
Кроме того, мы будем формировать собственную розничную сеть в Крыму. Планируем на первом этапе открыть магазины во всех крупных городах, а в дальнейшем дойти до каждого поселка — поставить хотя бы небольшие павильоны.
— Как оцениваете инвестиционный климат в Крыму в вашем секторе? Какие есть проблемы, сдерживающие факторы?
— Инвестиционный климат очень сложный. И эта ситуация будет сохраняться, пока не будет финансовой проводящей инфраструктуры, в частности как минимум двух банков, имеющих статус уполномоченных по Постановлению Правительства №1044 (О Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России). Это главный вопрос. Санкции не так сильно мешают. Они ощутимы только для банков. Для подрядчиков и поставщиков санкции не преграда.
Если говорить о нашем опыте взаимодействия с властью, ситуация существенно изменилась в лучшую сторону. Например, в 2015 году мы не могли получить даже перечень земельных участков, предлагаемых для реализации инвестпроектов. А в этом году за период с февраля по апрель мы осмотрели десятки земельных участков. Очень легко стало работать с Минэкономразвития Крыма. С положительной стороны хочу отметить работу руководителей Советского района с инвесторами.
Но есть и нерешенные вопросы. Нас беспокоит низкое давление в газосетях на территории Крыма. В связи с этим мы предвидим ряд сложностей. Преодоление этой проблемы будет серьезным показателем эффективности местной власти.