ДК №5 Культура

Четыре вечера с Чайковским

«Имперский русский балет» привез в Крым легендарное «Лебединое озеро»

Симферополь, Ялта, Феодосия и Севастополь увидели золотое культурное наследие России, которым восхищается весь мир. Гастроли балета стали очередным шагом к вовлечению полуострова в общероссийское культурное пространство

Текст: Евгения Мельник
Фото: Макс Ветров

В пуантах — ​по континентам

Организаторы планировали гастроли на лето — ​рассчитывали, что на выступления придут гости крымских курортов. Но вопреки ожиданиям в концертные залы потянулись преимущественно жители полуострова. Четырежды Одетта умирала на сцене, над ней вился черный коршун — ​и во всех четырех городах зрители рукоплескали стоя.

«К нам приходили не туристы, а местные — ​меня это удивило, — ​рассказал «Деловому Крыму» Гедиминас Таранда, художественный руководитель «Имперского балета». — ​Публика была вдохновлена, воспринимала наши концерты как крупное событие. Мы много гастролируем по России, но в Крыму были последний раз 16 лет назад. И этим летом наши выступления стали для Крыма открытием».

«Имперский балет» привез в Крым самый узнаваемый русский балет — ​«Лебединое озеро» в классической постановке Мариуса Петипа.

Этот прославленный балетмейстер французского происхождения тоже связан с Крымом — ​последние дни своей жизни он провел в Гурзуфе. В постановке участвуют 42 артиста со всего мира.

«В балете выступают танцоры из Испании, Венесуэлы, Прибалтики, Казахстана, Узбекистана. Есть и Италия, и Западная Украина, и Донбасс», — ​перечисляет Ованес Мелик-Пашаев, глава компании «Жокер-Медиа», которая стала организатором гастролей.

Перед крымскими гастролями «Имперский балет» встречали в Австралии, Новой Зеландии и Китае. Из Крыма артисты отправились в Испанию. «Мы представляем Россию на международном уровне. Выкладываемся по полной программе, планка качества у нас очень высокая. С Большим театром, конечно, тяжело сравниться — ​бюджеты разные. А со всеми другими театрами России легко конкурируем», — ​рассказывает Гедиминас Таранда.

Он уверен: «Имперский балет» и Крым, который почти полсотни лет был дачей императорской семьи, просто созданы друг для друга. Как раз перед интервью худрук балета вернулся из Бахчисарая. Рослый широкоплечий мужчина, в котором только по походке можно угадать танцора, рассказывает об увиденном с детским восторгом: «Я был там лет 25 назад. Тогда я увидел заброшенность, несчастный пушкинский фонтанчик, был очень расстроен. Настроение поправили только роскошные персики, натасканные в каком-то саду. Но сегодня Бахчисарайский дворец — ​это чудо что такое! Экспозиция замечательная. Экскурсовод читал стихи авторства ханов из династии Гиреев. Я в восторге от Крыма. Это все наше, родное, здесь наш колорит и уют в каждом дворике».

Академия танцев

Гастроли завершились, но «Имперский балет» вернется в Крым с новыми постановками.

А возможно, гастролями дело не ограничится: Таранда и Мелик-Пашаев предлагают создать на полуострове, в Симферополе, Таврическую академию балета. По их плану, ученики будут посещать академию с 10 до 18 лет. «Тогда через 10 лет в Крыму будет новая творческая гвардия, которая создаст здесь оперный театр», — ​уверен Гедиминас Таранда, который сочетает работу артиста и худрука с успешной педагогической деятельностью.

«Я вкладываю в наше будущее, — ​поясняет он. — ​Жена говорит: сколько можно из дома выносить деньги?! А я хоть за свой счет, но буду делать то, что считаю необходимым для России».

Идея создать академию — ​не единственная. За время гастролей Таранда и Мелик-Пашаев придумали еще несколько новых проектов и успели сделать первые шаги к их реализации.

«В Крыму столько идей для творчества! — ​считает худрук «Имперского русского балета. — ​Я посетил Русский драматический театр в Симферополе, там есть удивительный дух старого русского театра. Эта сцена ждет российских артистов! А в Театре имени Чехова в Ялте можно сделать, например, реконструкцию балета Анны Павловой. В Бахчисарае надо давать спектакли на крымскую и восточную тематику: «Половецкие пляски», «Шахерезада», «Бахчисарайский фонтан»… Это можно организовать прямо во внутреннем дворе Ханского дворца. Не надо летом заходить в теат­ры, лето — ​это время открытых площадок. А винзавод «Массандра»! Это здание на фоне гор — ​готовая декорация для фестивалей искусств с участием оперы, балета, симфонического оркестра».

Его напарник Ованес Мелик-Пашаев мыслит в несколько ином, но тоже культурном направлении. «Мы намерены организовать в Крыму выступления иностранных исполнителей. Это нужно для Крыма — ​показывать, что люди искусства на стороне крымчан», — ​отмечает продюсер. Среди названных Мелик-Пашаевым имен — ​патриархи итальянской эстрады Альбано и Тото Кутуньо. А еще в его планах — ​рок-фестиваль по типу нашумевшего в России «Нашествия».

Реклама

РИА Новости Крым

Календарь публикаций

Сентябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930